Вы здесь

Шиптенко: Русофобия в белорусских СМИ

Информационное пространство Белоруссии представлено различными видами и типами СМИ, имея существенные отличия от других европейских национальных информационных пространств. К отличительным чертам относится, прежде всего, относительно большой удельный вес и особый статус государственных СМИ, финансирование которых осуществляется из бюджетных источников (республиканский и местные бюджеты) и (или) бюджетов госкомпаний. Например, печатные органы Администрации президента – газета «Советская Белоруссия» («СБ Беларусь сегодня») и журнал «Белорусская мысль» («Беларуская думка») финансируются из госбюджета. Нетипична история создания журнала «Планета» - финансирование было возложено на госкомпанию «Белтрансгаз» (впоследствии проданную российскому «Газпрому» и ныне называющуюся ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»). За последние годы власти Белоруссии достигли значительных количественных показателей прироста псевдонезависимых СМИ и gongo («общественные» организации и объединения, политические партии, «аналитические» (пропагандистские и лоббистские) центры и др.).

Всего в Белоруссии, по данным министерства информации, зарегистрировано 1581 печатных изданий (из них 430 как государственные), 273 электронных СМИ (173 радиопрограмм и 100 телепрограмм, из них зарегистрированы 190 как государственные), а также 9 информагентств (из них 2 как государственные). Государственные СМИ доминируют среди зарегистрированных электронных средств массовой информации, часть из них позиционируется как «негосударственные». Особенностью публичных данных, которыми оперирует Мининформ, является, во-первых, сокрытие сведений о реальных учредителях и источниках финансирования большого количества якобы зависимых от государства СМИ и информагентств, во-вторых – отсутствие данных по сайтам и порталам электронных СМИ, распространяющихся в сети Интернет. Среди последних доминируют оппозиционные прозападные ресурсы.

Миссия БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за президентскими выборами в Белоруссии в своём промежуточном отчёте (26 августа – 16 сентября 2015 г.) констатировала: "В медиапространстве доминируют государственные СМИ, однако некоторые независимые информационные ресурсы доступны в сети Интернет". В отчёте сказано также: "Некоторые собеседники МНВ БДИПЧ/ОБСЕ сообщали , что гарантированные Конституцией права на свободу выражения и на свободный доступ к информации почти не соблюдаются. Дополнения к Закону о СМИ, принятые в 2014 г., вызвали обеспокоенность в профессиональной медийной среде как запугивающие и подверглись критике Представителя ОБСЕ по свободе СМИ как препятствующие свободе слова. Согласно измененному закону, любой веб-сайт, распространяющий информацию, включая блоги и социальные сети, считается средством массовой информации, а его владелец несет ответственность за любой размещенный контент, включая комментарии пользователей. Министерство информации сообщило МНВ БДИПЧ/ОБСЕ о том, что по решению суда оно имеет полномочия блокировать веб-сайты.

Мининформ РБ выполняет функцию госрегулятора информационного пространства постсоветской республики. СМИ в Белоруссии подлежат обязательной государственной регистрации, без таковой могут издаваться лишь «малотиражки» (менее 300 экз., но и такие издания находятся под ведомственным контролем). Мининформ регистрирует уставы СМИ, выдаёт разрешения на распространение иностранных теле –и радиопрограмм в соответствии с «Положением о порядке выдачи разрешения на распространение продукции иностранного средства массовой информации», утвержденного постановлением Совмина № 1849 от 2 декабря 2008 г.

Мининформ составляет и ведёт «Реестр распространителей продукции телевизионных и (или) радиовещательных средств массовой информации». Это же министерство составляет «Перечень иностранных телепрограмм, разрешенных для распространения на территории Республики Беларусь», в котором находится 206 наименований развлекательных телепрограмм, из которых примерно сотая часть представлена информационными.

Мининформ выступает также в качестве репрессивного органа, используя инструмент «предупреждений» (третье письменное «предупреждение» в течение года, как правило, является последним и законным основанием для закрытия СМИ). Информационное пространство Белоруссии правомерно считать локальным, закрытым и находящимся под мощным влиянием цензуры.

Среднестатистический белорусский телезритель фактически выведен из зоны российского телерадиовещания – исключение составляют пользователи сети Интернет (монопольный доступ к внешнему шлюзу имеет госкомпания «Белтелеком»), а также спутникового телевидения и радиоприёмников с диапазоном шире, чем FM. Среднестатистический белорусский читатель фактически выведен из зоны распространения аналитических и общественно-политических российских печатных изданий (зона влияния госмонополиста «Белпочта») – исключение составляют подписчики научных и некоторых других изданий, распространение которых на территории постсоветской республики одобрено Мининформом РБ.

Иллюзию «российского влияния» на информационное пространство Белоруссии создают присутствующие в сетке кабельного вещания телеканалы: «НТВ-Беларусь» (актив Белтелерадиокомпании, использующей лицензионные продукты российского НТВ), «РТР-Беларусь» (актив входящего в Белтелерадиокомпанию гостелеканала «СТВ», использующего лицензионные продукты ВГТРК), «Мир» (подконтрольный официальному Минску «Национальный филиал МТРК «Мир» в РБ»), «БелБизнесЧенел» - «импортозаместительный» аналог на базе российского телеканала РБК, и др.

Работающие в Белоруссии по российской франшизе электронные и печатные СМИ выступают как агенты госагитпропа официального Минска и прозападной оппозиции в Белоруссии. Их систематически используют власти как «сливные бачки», а прозападная оппозиция – в ходе PR-кампаний, при распространении русофобских мифов и т.д. Медиаэкспертам известны примеры использования ИА «Интерфакс-Запад», «Комсомольской правды в Белоруссии» и др. в политических целях.

 Не является секретом финансирование из государственных бюджетов «прокладочных» фондов западных или прозападных, откровенно русофобских и белорусофобских СМИ, которые в информационном пространстве Белоруссии позиционируются как «белорусские», «независимые», «свободные» и т.п. Например, созданный в Польше специально для вещания на Белоруссию телеканал «Белсат» финансируется из госбюджета Польши (данное обстоятельство ограничило подпитку из других источников), пережившее «холодную войну» американское «Радио «Свобода» является откровенной содержанкой властей США. Особенность переехавшей из Мюнхена в Прагу радиостанции в том, что в ней, на первый взгляд, странными образом уживаются «русская» и «белорусская» службы, декларация борьбы «против этнической и религиозной нетерпимости и расширение взаимопонимания между народами» и откровенная русофобия во всём многообразии её проявлений, крайне тенденциозная трактовка событий и целенаправленное их искажение. Те же функции выполняют многие другие СМИ, причём работающие по российской франшизе местные «российские» СМИ зачастую не уступают своим «белорусским» русофобским коллегам.

В числе положительных примеров можно было бы назвать деятельность ФГУП МИА «Россия сегодня», но не в Белоруссии. Деятельность данного информагентства эффективна в западной англоязычной аудитории, где весьма востребовано ip-телевидение и спутниковое телевидение. В Белоруссии же таких пользователей кратно меньше. Однако главная и хроническая проблема российских медиа-холдингов – отсутствие системной работы за рубежом, подмена её банальной скупкой местных журналистов и отпуск на «самотёк» работы сформированных ими редакций. Не является исключением и МИА «Россия сегодня», «миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события, включая те, о которых молчат другие». Наглядный пример - сайты Sputnik, через которые, по идее, методами «мягкой силы» должен распространяться российский официоз (главный актив – РИА «Новости» - эту функцию старается выполнять), однако в случае с белорусским сайтом Sputnik наблюдается типичная картина содержания на деньги российских налогоплательщиков местечковых русофобов. «Белорусский» Sputnik занят «пиаром» откровенных русофобов из числа представителей прозападной оппозиции и созданных госструктурами РБ gongo, категорически игнорирует идею Русского мира, проблематику деятельности организаций российских соотечественников в Белоруссии, лояльных к России экспертов и т.д. Почему sputnik.by интересуют именно критики России, почитатели польской культуры, католические и американские праздники, а не русское движение и русская культура в Белоруссии – руководство медиа-холдинга, осваивающее деньги российских налогоплательщиков, не желает даже обсуждать.

Обыватель, будучи обманутым вывеской «независимого», «российского» или «международного» СМИ становится лёгкой жертвой профессиональных манипуляторов, продвигающих в общественное сознание идеи и символы, мифические «ценности» и т.д. с помощью информационных и политических технологий. Как правило, такие издания работают в тесной связке с кураторами от спецслужб и «экспертами» из gongo. Сотрудники таких изданий фактически выполняют функцию PR-менеджеров прозападной русофобствующей оппозиции, среди них немало политических активистов, прикрывающих свою деятельность удостоверениями журналистов и «правозащитников» (уникальное явление на постсоветском пространстве, до сих пор удивляющее профессиональных юристов стран Запада и даже Польши). Например, оппозиционер Дмитрий Бондаренко фигурировал в СМИ как лидер «Хартии'97» и координатор клиентела оппозиционера Андрея Санникова «Европейская Беларусь» (во время президентской кампании 2010 года Бондаренко руководил избирательным штабом Санникова), как «журналист» (обладатель членского билета «Белорусской ассоциации журналистов) и «общественный активист», как «политзаключенный» и т.д. В мае 2012 года Бондаренко в интервью оппозиционному русофобскому изданию "Народная воля" заявил, что "за долгие годы диктатуры примерно 80 процентов независимых журналистов завербованы КГБ".

Коллеги Бондаренко по «журналистскому» цеху имеются и в «российских» СМИ в Белоруссии. В августе 2012 года милиция задержала в центре Минска корреспондента отдела политики "Комсомольской правды" в Белоруссии» (ЗАО «БелКП-ПРЕСС» - официальный представитель российского издания «Комсомольская правда») Ирину Козлик и фотокорреспондента оппозиционной русофобской газеты "Наша Нива" Юлию Дорошкевич. Причиной задержания стала фотосессиия с плюшевыми игрушками после знаменитого «плюшевого десанта».

Все без исключения работающие в Белоруссии по российской франшизе издания в той или иной степени участвуют в продвижении идей местных русофобов. Так, вышеупомянутое издание «КП в Белоруссии» регулярно «пиарит» представителей русофобствующей прозападной оппозиции, освещает их мероприятия в отнюдь не русофильском ключе. Например, в марте данное издание опубликовало материал под заголовком «Белорусы 25 марта отмечают День Воли: в Минске по этому поводу будет шествие». Уже в самом заголовке анонса оппозиционной акции присутствует и откровенная подтасовка фактов - белорусы традиционно игнорируют это ежегодное локальное мероприятие горстки русофобов, которых часто неправомерно называют «демократической оппозицией» и «националистами». Анонс оппозиционного мероприятия сопровождался тематическими публикациями о БНР, формирующими позитивное восприятие традиционного мероприятия местных русофобов, их идей и символики.

Стоит напомнить, что во время Гражданской войны в России появилась символика, заявленная местными русофобами и несостоявшимися протеже германского кайзера как «белорусская» - бело-красно-белый флаг, придуманный виленским архитектором Клавдием Дуж-Душевским, и литовский герб «Погоня». Провал проекта БНР стал, одновременно, также и отвержением и символики данного проекта. В годы Великой Отечественной войны данная символика использовалась «Белорусской центральной радой», деятели которой прибыли в обозе гитлеровских оккупантов, а также вспомогательной оккупационной администрации и структур коллаборантов, с которыми беспощадную борьбу вели советские партизаны. В годы горбачёвской «перестройки» символику сепаратистов и коллаборантов приняли как свою деятели из «Белорусского народного фронта» и других организаций такой же русофобской направленности (у КГБ СССР было убеждение в подконтрольности данного процесса). После событий августа 1991 года небольшая парламентская фракция русофобствующих радикалов на непродолжительное время фактически захватила власть в БССР, сделав свою партийную символику государственной без согласия белорусского народа. Возможность выразить своё отношение к данной символике появилось у белорусов лишь во время общенационального референдума 1995 года, на котором русофобы потерпели сокрушительное поражение. Их символы снова стали партийными, их лозунги и девизы по-прежнему являются маркерами русофобии.

Лояльное отношение к символике русофобов и белорусофобов со стороны зарабатывающих на российской франшизе в Белоруссии не может иметь никакого оправдания. Данная проблема имеет отношение не только и не столько к российским медиа-холдингам, создавшим в номинально союзной Белоруссии доходные места для неопределённого круга лиц с определёнными ценностно- мировоззренческими ориентациями, сколько к политическому руководству России.

Замечательными примерами стали два эпизода с временным интервалом примерно год. Весной-летом 2014 года «Русское Радио»- Украина» приступило к сбору пожертвований на «АТО», собрало значительную сумму и потратило её на нужды карательного батальона «Киевская Русь». В видеосюжете, размещённом Rusradioua на Youtube, директор радиостанции Сергей Кузин (бывший минчанин) сообщил: в батальон они доставили маскировочную форму, приборы ночного видения, рации, балаклавы и мн. др. В конце видеосюжета Кузин вместе со своими коллегами в общей шеренге с облагодетельствованными в камуфляже и балаклавах скандирует бандеровский лозунг «Слава Украине – героям слава!». Осенью 2015 года «Русское радио» – Минск» поддержало своих евроориентированных побратимов: в новостном выпуске 5 сентября (21.00) "Белорусская служба новостей "Русского радио" проинформировала о перестановках в рядах "донецких сепаратистов" - об отставке с должности председателя Народного совета ДНР Андрея Пургина, которую занял Денис Пушилин. Трактовка киевской хунтой событий в Новороссии является основой для новостных сообщений «белорусского» «Русского радио» и других радиостанций – как государственных, так и негосударственных, в т.ч. работающих по российской франшизе.

Обсуждать «дистанцирование» от России условной категории «белорусских СМИ», которые воспринимаются обывателем как «российские», имеет смысл лишь в контексте установления причинно-следственных связей, но не очевидности факта.

Украинский кризис показал, сколько упущений и недоработок имелось внешнеполитической стратегии РФ на постсоветском пространстве, насколько некомпетентной была работа российских госорганов и учреждений на данном направлении. Сегодня Россия наступает на «украинские грабли» в Белоруссии, где нет ни одной пророссийской партии, ни одного пророссийского СМИ, ни одного пророссийского кандидата в президенты. Показательно, что даже лидер «Белорусского казачества» (а также, по совместительству - председатель "Патриотической партии", БПП) Николай Улахович, имитирующий с тремя своими коллегами «альтернативу» Александру Лукашенко, заявил о необходимости «дистанцироваться от России». Ещё один помощник бессменного руководителя постсоветской республики - лидер "Либерально-демократической партии" (ЛДПБ) Сергей Гайдукевич, позволил себе 23 сентября завершить радиообращение к белорусам девизом местных русофобов "Жыве Беларусь" (в переводе на литературный русский звучит странно - "Живёт Белоруссия"). Третий "спарринг-партнёр" Лукашенко - "активистка гражданской кампании "Говори правду" Татьяна Короткевич более откровенна в демонстрации русофобских символов и лозунгов, которые охотно тиражирует система СМИ, обслуживающих русофобствующую прозападную оппозицию в Белоруссии.

Русофобские публикации можно встретить на страницах научных изданий - государственных и негосударственных. Среди первых трудно найти популярный журнал – в значительной степени они поражены кондовым местечковым официозом или мелкотравчатым краеведением, а среди последних выделяется ориентированный на интеллектуалов журнал ARCHE («Архе»). Похожая ситуация с печатной периодикой общественно-политической направленности: государственные распространяются методом принудительной подписки (следствие отказа предъявить квитанцию о подписке может стать увольнение), а обслуживающих русофобствующую прозападную оппозицию имеют весьма немногочисленную целевую аудиторию. Такое положение дел, на первый взгляд, не является поводом для беспокойства. Однако, если вспомнить, как альянс ревизионистов из Института истории Академии наук Белоруссии, русофобствующих публицистов и вузовской профессуры, а также госагитпропа в 2012 году фактически заставил всех считаться со своей точкой зрения на Отечественную войну 1812 года (официально признанную в Белоруссии не Отечественной для белорусов), то основания для спокойствия исчезают. Вчера русофобствующие ревизионисты добились переоценки Отечественной войны 1812 года, завтра сделают то же самое с Великой Отечественной войной. На Украине, в Прибалтике, в постсоветских "республиках" Средней Азии ревизионизм, базирующийся на местечковом шовинизме, давно восторжествовал - т.е. Белоруссию ведут по проторенной дорожке.

Пропаганда русофобии в Белоруссии носит системный характер, хорошо финансируется и координируется. Такой вывод нетрудно сделать, анализируя периодически проходящие пропагандистские кампании, которые проводятся не только во время «выборов» в Белоруссии. Например, в 2013 году была отмечена серия публикаций и перепубликаций одного и того же материала со ссылкой на российское издание «Власть»: согласно данному тексту, автор которого ссылается на неназванных «российских учёных», которые якобы провели некое генетическое исследование, «белорусы генетически очень далеки от русских, зато оказались фактически идентичны полякам и очень близки чехам и словакам». Автор утверждает, что белорусы генетически наиболее близки к полякам. «Именно это объединяет поляков и белорусов, потомков славянизированных западных балтов», - сказано в публикации. В то же время утверждается, что белорусы - «западные славяне», «а украинцы – финнами и сарматами». Автор также утверждает, что русские – не славяне, их генетические братья – финны и татары, да и «околославянский русский язык, но и в нем 60-70% неславянской лексики, поэтому русский человек не способен понимать языки славян, хотя настоящий славянин понимает из-за схожести славянский языков – любой (кроме русского)». В этом нагромождении обскурантистских заявлений, густо сдобренных научной терминологией, прямо заявлена цель – разрушение концепции о восточных славянах как братских народах, «в том числе главный миф приверженцев так называемого "союзного государства" о том, что русские и белорусы - это чуть ли не один народ». Слишком много времени понадобилось российским учёным и журналистам, чтобы опубликовать опровержение растиражированного русофобского мифа. Не удивительно, что когда 5 сентября 2015 года Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН опубликовал на своём сайте сообщение об итогах работы по изучению генофонда славян и балтов, в которой использован синтез генетики и лингвистики, участники русофобской кампании 2013 года не посчитали необходимым сообщить об этом. Именно так проигрываются информационные войны.

Не только трактовка, но и привлечение внимания широкой общественности (а СМИ ориентированы именно на массовую аудиторию) к определённым датам, событиям, символам является своеобразным маркером, позволяющим идентифицировать объекты русофобской пропаганды в Белоруссии. Недавний пример - похороны погибшего на Украине гражданина Белоруссии, члена прозападной оппозиции и, что также интересно - баптиста Александра Черкашина, вступившего в ряды карателей. Среди проинформировавших о данном событии - "КП в Белоруссии", Telegraf.by, "Европейское радио для Беларуси", TUT.BY и мн. др.

Gongo активно продвигают русофобские жупелы, не гнушаясь распространением лживых инсинуаций даже в отношении госструктур РБ. Изначально такие структуры создавались с целью оптимизации функций госагитпропа с ориентацией на внутреннего потребителя, затем стали привлекаться к обеспечению лоббистской деятельности в РФ и антироссийских кампаний в РБ. Деятельность gongo поддерживается МИД, Мининформом и др. госструктурами.

В начале сентября вышло несколько публикаций, свидетельствующих о нарастании русофобских настроений в госструктурах. Например, на украинском сайте «Новый регион» («NR2.com.ua») 03.09.2015 был опубликован материал ««Украинский сценарий» становится реальным, как никогда», где представители «белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований» Арсений Сивицкий и Юрией Царик, входящие также в состав других интересных структур, заявили о «колоссальном давлении» России на политическое руководство Белоруссии, о «колоссальном влиянии» Москвы на спецслужбы Беларуси, о том, что «значительная часть оппозиции в Беларуси – от вполне респектабельных структур до крайних радикалов – также находятся под влиянием Российской Федерации».В данной публикации утверждается также, что российские спецслужбы поддерживают представителей русофобствующей прозападной оппозиции в Белоруссии и причастны к реализации сценария по дестабилизации Белоруссии, поводом для чего может стать отказ Александра Лукашенко разместить российскую военную базу в постсоветской республике. «Одним словом, сценарий Москвы состоит в том, чтобы своими руками создать конституционный кризис в Беларуси и затем при помощи собственных войск его устранить. Для этого, конечно, российской стороне потребуется прямое воздействие на Главу государства с целью не допустить его активные действия по защите суверенитета Беларуси в условиях кризиса», - заявил Сивицкий. Царик дополнил: «Кстати, в последние месяцы в России активно идёт обработка общественного мнения с целью формирования такого мнения, что Запад намерен устроить в Беларуси «майдан» и государственный переворот и что ему в этом помогут «поднимающие голову белорусские националисты». Однако Запад заинтересован в стабильности и сохранении нейтральной позиции Беларуси. А националисты без поддержки Запада были бы несостоятельны, если бы за них не взялась Москва».

Смысл этих русофобских пассажей становится понятным из другой публикации Сивицкого – на сайте «Спутник» 04.09.2015: «Если Александр Лукашенко и пойдет на подписание соглашения по российской авиабазе, то только в том случае, если Москва сможет компенсировать эти ощутимые для Минска потери и даже предложить что-то большее, особенно в сфере финансово-экономической поддержки белорусской экономики». Автор публикации отметил также, что « у Кремля есть и другие инструменты, позволяющие достичь желаемой цели», указав на белорусско-российские конфликты в 2010 году (ранее автор чётко обозначил тождественность своей позиции с трактовкой госагитпропом РБ данных конфликтов). В интервью "Радио Свобода" 07.09.2015 Сивицкий заявил, что размещение в Белоруссии российской военной авиабазы - " это попытка российского руководства втянуть Белоруссию в так называемую новую «холодную войну» между Россией и Западом". Он отметил также: " Единственный инструмент удержания Беларуси в своей сфере влияния — дестабилизация военно-политической обстановки, как это было в случае с Украиной". На данном примере видно, как gongo в едином порыве с западными и прозападными СМИ создают и тиражируют русофобские концепты. Данный пример также демонстрирует, на что Александр Лукашенко тратит российскую "поддержку" и на что будет тратить после 11.10.2015.

Серия таких публикаций в разных изданиях и в короткий промежуток времени позволяет сделать определённые выводы о настроениях в верхушке чиновничьей «идеологической вертикали» Белоруссии, отдающей команды госагитпропу (госСМИ, gongo и др.). Обращает на себя также стремление руководства постсоветской республики солидаризироваться с русофобствующей прозападной оппозицией. Не случайно так много тождественного в заявлениях представителей gongo и тех, кого госагитпроп причисляет к «национал-радикалам». Например, в интервью 02.09.2015 на сайте «Радио «Свобода» освобождённый накануне по указанию Александра Лукашенко его номинальный соперник во время президентской кампании 2010 года Николай Статкевич высказал те же мысли, что и представители таких структур, как «Белорусская группа развития», РОО “Белая Русь”, «Центр стратегических и внешнеполитических исследований», «Центр проблем европейской интеграции» и др.

Вполне закономерно, что на платформе русофобии происходит консолидация госструктур Белоруссии и прозападной оппозиции. Александр Лукашенко, прекрасно осознающий опасность многоуровневых расколов в белорусском обществе и неспособность закамуфлировать эту проблему ни неадекватными заявлениями, ни имитационными действиями, неоднократно давал понять, что желает быть в роли президента всех граждан постсоветской республики – в т.ч. и тех, кого он называет «так называемой оппозицией», а они его – «так называемым президентом». Поэтому вполне логично достижение консенсуса на ниве русофобии gongo и прозападной оппозиции.

Русофобы проводят активную работу с детьми и молодёжь в социальных сетях. Многочисленные группы (сообщества) в Facebook, «Вконтакте», Twitter, Livejournal и др. дают наглядное представление о том, насколько активно пропагандируется ненависть к России и русским, насколько изощрённые формы и методы работы используют враги Русской цивилизации, Русского мира, русской культуры, русской идентичности. Интернет предоставляет огромные возможности для продвижения русофобии, которую легко обнаружить не только на сайтах многочисленных НГО, но даже в безобидном, на первый взгляд, интернет-журнале "Mel." (melom.by).

Русофобские мероприятия, оказывающие прямое влияние на информационное пространство Белоруссии, финансируются российскими спонсорами и поддерживаются авторитетом высокопоставленных российских чиновников. Трудно себе представить нечто подобное во Франции или США, в Великобритании или Австралии. Безусловно, в западных странах есть диссиденты и оппозиция, но можно ли себе представить министра внутренних дел Франции, который является членом правления или наблюдательного совета французского фонда, финансирующего проекты, направленные на обоснование тезиса о том, что Эльзас и Лотарингия – исконно германские земли и французы веками творили масштабные преступления, преследуя цель незаконной аннексии? Даже фонд такой представить трудно, даже во времена «правительства Виши». Но как же оценить деятельность российского фонда «Династия», недавно признанного иностранным агентом (несмотря на участие в деятельности фонда зампреда правительства РФ Аркадия Дворковича, о чём фонд сообщал на своём сайте), успевшего на протяжении длительного времени поддерживать откровенно русофобский сайт «Белорусский партизан», в частности – ревизионистский раздел «Историческая правда» данного сайта? Нельзя сказать, что лишь в 2015 году поддержка фондом Дмитрия Зимина «Династия» русофобов и ревизионистов стала заметной – на неё ещё в 2013 году публично указывал главный редактор белорусского культурно-просветительского портала «Западная Русь» Игорь Зеленковский.

Фонд «Династия» не был единственным российским источником поддержки русофобов в Белоруссии. Русофобия в СМИ Белоруссии щедро оплачивается по линии множества НГО, лишь часть из которых получила статус иностранного агента. Финансирование русофобов в Белоруссии из России не прекращается и по сей день.

Поддержка русофобов в Белоруссии из России выглядит как деятельность, направленная против заявленных руководством России интеграционных инициатив в рамках Союзного государства Белоруссии и России, Таможенного союза, Единого экономического пространства, ОДКБ и др. Евросоюз противодействует аналогичным тенденциям на своей территории, но правительство РФ и органы Союзного государства не могут продемонстрировать столь же похвальное усердие.

Русофобия в Белоруссии имеет ярко выраженный антироссийский акцент, получает практический выход в формировании крайне негативных образов России и русских как нации, с коими весьма опасно иметь дела даже в торговле, не говоря уж о большем. За гораздо меньшие провинности (ущемление прав независимых профсоюзов) ЕС лишил Белоруссию преференций во взаимной торговле – со стороны МИД РФ не было даже ноты протеста в течение многих лет, когда в постсоветской республике русофобы проводят митинги и манифестации («Деды», «Чернобыльский путь» и др.). Более того: Россия весь постсоветской период только наращивала финансовую, военную, политическую и иную помощь официальному Минску, тогда как ликвидация русофобских эксцессов должна была быть поставлена как условие оказания экономической помощи и продолжения контактов на высшем и высоком уровнях.

Русофобия в Белоруссии проявляет себя как репрессивная форма мышления, своеобразный вариант садомазохистского комплекса. Практическое выражение это нашло в многочисленных примерах стукачества, когда якобы угнетённые «кровавым режимом Лукашенко» представители русофобствующей прозападной оппозиции писали доносы Лукашенко, в КГБ, Прокуратуру, МВД, Мининформации и другие министерства и ведомства, требуя «разобраться», «сигнализируя», распространяя «резонанс» и т.п. Яркими примерами сего являются «Дело Геращенко» и «дело Денисенко», обращения к Александру Лукашенко лично и публично с жалобами на белорусские НГО, с предложением заблокировать доступ к контенту белорусского сайта «Империя» и российского ИА «Регнум». Примечательно: во всех случаях, когда представители русофобствующей прозападной оппозиции, рядящиеся в «журналистов» и «правозащитников», начинали атаки на фундаментальные демократические права и свободы, фактически требуя репрессий, ни госорганы России, ни органы Союзного государства никак себя не проявили, словно не замечая очевидных проблем и вопиющих недоработок белорусских друзей и партнёров.

Не было должной реакции и тогда, когда власти Белоруссии стали проводить курс «белорусизации», сопровождающийся уничтожением русскоязычной топонимики, увольнениями представителей русского движения, закрытием и отказом в регистрации русских организаций, официозными акциями откровенной дискриминации русскоязычного большинства типа «Кубок языка». Дело дошло до объединения усилий Белтелерадиокомпании и формально негосударственного портала «Онлайнер» в «Деле бобруйского гастарбайтера», подавшего иск в московский суд против ведущих СМИ России. Выявлен госзаказ в дерусификации одной из сетей АЗС, в пропаганде «вышиваночной» символики зависимыми от госструктур частными компаниями («вышимайки», «выкованки» и т.п.).

Эксперты указывают на явную связь «белорусизаторов» в руководстве постсоветской республики с «умеренными» русофобами из числа представителей прозападной оппозиции, сошедшихся на ниве конструирования новой идентичности белорусов. Из Белоруссии целенаправленно создаётся «Галичина-2». СМИ в процессе переформатирования общественного сознания отводится ключевая роль.

СМИ государственные и обслуживающие прозападную оппозицию в Белоруссии активно заняты реанимацией старых русофобских мифов, созданием новых и их продвижением, реабилитацией русофобов и позиционирование их как «белорусских национальных», а деятельности данных персонажей – как вклад в белорусскую культуру, науку, образование, защиту национальных интересов и т.п. Не обходится без доносительства на идейных оппонентов и сведения личных счётов с противниками в процессе бюрократических интриг. СМИ весьма важны в обосновании заявок русофобствующей прозападной оппозиции на финансирование, но самым важным является содействие властям в выспрашивании экономической помощи и шантаже руководства России.

На основании вышеизложенного представляется актуальной работа по неотложному исправлению провалов информационной политики. Возможно, предстоит если не заново создавать, то радикально усовершенствовать механизмы сбора информации, её обработки и распространения с учётом ранее совершенных ошибок и признанных оппонентами достижений.

С.А. Шиптенко, зампред ОО «Новая экономика», г. Минск

[Доклад прочитан на международной конференции "Русофобия и информационная война против России", проходившей 25-26 сентября 2015 г. в Москве.]

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.